Другим типом блюзового квадрата является двенадцати тактовая последовательность в минорной тональности.
В первом примере показана последовательность аккордов, где римскими цифрами обозначены ступени.
- Схема минорного блюзового квадрата.
Im7 | Im7 | Im7 | Im7 | IVm7 | IVm7 | Im7 | Im7 | V7 | IVm7 | Im7 | Im7 |
Примеры 2-9 показывают как будет выглядеть минорный блюзовый квадрат в различных тональностях. Размер может быть как 4/4, так и 12/8 - До минорный блюзовый квадрат
Сm7 | Сm7 | Cm7 | Cm7 | Fm7 | Fm7 | Cm7 | Cm7 | G7 | Fm7 | Cm7 | Cm7 | - Соль минорный блюзовый квадрат
Gm7 | Gm7 | Gm7 | Gm7 | Cm7 | Cm7 | Gm7 | Gm7 | D7 | Cm7 | Gm7 | Gm7 | - Ре минорный блюзовый квадрат
Dm7 | Dm7 | Dm7 | Dm7 | Gm7 | Gm7 | Dm7 | Dm7 | A7 | Gm7 | Dm7 | Dm7 | - Ля минорный блюзовый квадрат
Am7 | Am7 | Am7 | Am7 | Dm7 | Dm7 | Am7 | Am7 | E7 | Dm7 | Am7 | Am7 | - Ми минорный блюзовый квадрат
Em7 | Em7 | Em7 | Em7 | Am7 | Am7 | Em7 | Em7 | B7 | Am7 | Em7 | Em7 | - Си минорный блюзовый квадрат
Bm7 | Bm7 | Bm7 | Bm7 | Em7 | Em7 | Bm7 | Bm7 | F#7 | Em7 | Bm7 | Bm7 | - Фа диез минорный блюзовый квадрат
F#m7 | F#m7 | F#m7 | F#m7 | Bm7 | Bm7 | F#m7 | F#m7 | С#7 | Bm7 | F#m7 | F#m7 | - До диез минорный блюзовый квадрат
Сm#7 | Сm#7 | Cm#7 | Cm#7 | Fm#7 | Fm#7 | Cm#7 | Cm#7 | G#7 | Fm#7 | Cm#7 | Cm#7 |
Вариации 12 тактовой минорной блюзовой последовательности.
Рассмотрим теперь вариации блюзового квадрата в минорных тональностях.
Немного теории:
В аккордах основных ступней (I7, IV7, V7) можно добавлять девятую ступень. Это правило применимо и для мажорных тональностей. Часто, в минорных тональностях в V ступени играется пониженная нона.
10. В данном варианте мажорный аккорд пятой ступени заменяется на минорный
Im7 | Im7 | Im7 | Im7 | IVm7 | IVm7 | Im7 | Im7 | Vm7 | IVm7 | Im7 | Im7 |
11. В тональности До минор аккорд G7 меняется на аккорд Gm7.
Сm7 | Сm7 | Cm7 | Cm7 | Fm7 | Fm7 | Cm7 | Cm7 | Gm7 | Fm7 | Cm7 | Cm7 |
12. Замена аккорда первой ступени во втором такте на аккорд четвертой ступени.
Im7 | IVm7 | Im7 | Im7 | IVm7 | IVm7 | Im7 | Im7 | V7 (или Vm7) | IVm7 | Im7 | V7 |
13. Во втором такте аккорд Сm7 заменяется на Fm7. Последний так меняется на аккорд пятой ступени. В данном примере аккорд пятой ступени показан с вариантом замены на минорный доминант септ аккорд.
Сm7 | Fm7 | Сm7 | Сm7 | Fm7 | Fm7 | Сm7 | Сm7 | G7 (или Gm7) | Fm7 | Сm7 | G7 (или Gm7) |
14. Замена аккорда первой ступени во втором такте на аккорд четвертой ступени и в последнем такте на аккорд пятой ступени.
Im7 | IVm7 | Im7 | Im7 | IVm7 | IVm7 | Im7 | Im7 | V7 | IVm7 | Im7;IVm7 | Im7;V7 |
15. В тональности До мажор аккорд С7 на аккорд F7 во втором такте и С7 на аккорд G7 в последнем такте.
Сm7 | Fm7 | Сm7 | Сm7 | Fm7 | Fm7 | Сm7 | Сm7 | G7 | Fm7 | Сm7;Fm7 | Сm7;G7 |
16. Во втором такте играется аккорд четвертой ступени. В девятом такте аккорд пятой ступени заменяется бемоль мажорным септ аккордом шестой ступени. В десятом такте играется доминант септ аккорд с пониженной ноной пятой ступени.
Im7 | IV7 | Im7 | Im7 | IV7 | IV7 | Im7 | Im7 | VI♭maj7 | V7(♭9 ) | Im7 | Im7|
17. На примере это: второй такт Fm7, девятый такт Ля бемоль большой септ аккорд (А♭maj7), десятый такт Соль доминант септаккорд с пониженной ноной (G7(♭9 ))
Сm7 | Fm7 | Сm7 | Сm7 | Fm7 | Fm7 | Сm7 | Сm7 | А♭maj7 | G7(♭9 ) | Сm7 | Сm7 |
Последний пример можно наглядно представить песней Би Би Кинга «The Thrill Is Gone»
B. B. King — The Thrill Is Gone (Live at Montreux 1993)
Так же как и в предыдущем уроке посвященным блюзовому квадрату в мажорных тональностях, в этом уроке так же для закрепления необходимо транспонировать вариации в тональности из примеров 2-9
Когда речь заходит о блюзе- я представдяю ни негра с гитарой, а Чижа, Сергея Чигракова, так как не знаю иностранных языков и считаю что главное в песне должен быть понятен смысл.