Блюз на гитаре. Блюзовый квадрат в мажорных тональностях

Слова героя фильма «назад в будущее» — «Берем блюзовую основу и, главное держите ритм», попали в самую точку, когда он играл рок-н-ролл Чака Берри «Jonny be good».

Рок-н-ролл, как продолжение блюза имеет точно такую же двенадцати тактовую блюзовую последовательность, как и в блюзе.
Более того, в некоторых случаях рок-н-ролл играется в ритме шаффл. А если смотреть дальше, то выясняется, что блюзовый квадрат очень популярен не только в блюзе, но и в джазе, рок-музыке, кантри и фолк-роке.

Исходя из этого следует более подробнее остановиться на блюзовом квадрате, что бы в последствии у нас меньше возникало вопросов по этому поводу.
Начнем с того, что распишем блюзовый квадрат песни «Jonny be good» и многих других песен с 12-тактовой последовательностью.
1. Схема мажорного блюзового квадрата.
I7 | I7 | I7 | I7 | IV7 | IV7 | I7 | I7 | V7 | IV7 | I7 | I7 |
Пример 2-9 показывают применение ступеней написанных римскими цифрами в первом примере в различных тональностях.
Для каждого примера ритмический рисунок может быть либо 4/4 или 12/8
2. До мажор
С7 | С7 | C7 | C7 | F7 | F7 | C7 | C7 | G7 | F7 | C7 | C7 |
3. Соль мажор
G7 | G7 | G7 | G7 | C7 | C7 | G7 | G7 | D7 | C7 | G7 | G7 |
4. Ре мажор
D7 | D7 | D7 | D7 | G7 | G7 | D7 | D7 | A7 | G7 | D7 | D7 |
5. Ля мажор
A7 | A7 | A7 | A7 | D7 | D7 | A7 | A7 | E7 | D7 | A7 | A7 |
6. Ми мажор
E7 | E7 | E7 | E7 | A7 | A7 | E7 | E7 | B7 | A7 | E7 | E7 |
7. Фа мажор
F7 | F7 | F7 | F7 | B♭7 | B♭7 | F7 | F7 | С7 | B♭7 | F7 | F7 |
8. Си бемоль мажор
B♭7 | B♭7 | B♭7 | B♭7 | E7 | E7 | B♭7 | B♭7 | F7 | E7 | B♭7 | B♭7 |
9. Ми бемоль мажор
E♭7 | E♭7 | E♭7 | E♭7 | A♭7 | A♭7 | E♭7 | E♭7 | B♭7 | A♭7 | E♭7 | E♭7 |

Вариации 12 тактовой мажорной блюзовой последовательности.

Гармоническое разнообразие блюзового квадрата может быть достигнуто путем замены аккорда первой ступени в некоторых тактах последовательности.
10. Схема вариации блюзового квадрата с заменой аккорда первой ступени в последнем такте на аккорд пятой ступени.
I7 | I7 | I7 | I7 | IV7 | IV7 | I7 | I7 | V7 | IV7 | I7 | V7 |
11. До мажор. Замена аккорда С7 на аккорд G7
С7 | С7 | C7 | C7 | F7 | F7 | C7 | C7 | G7 | F7 | C7 | G7 |
12. Замена аккорда первой ступени во втором такте на аккорд четвертой ступени.
I7 | IV7 | I7 | I7 | IV7 | IV7 | I7 | I7 | V7 | IV7 | I7 | I7 |
13. В тональности До мажор аккорд С7 на аккорд F7.
С7 | F7 | C7 | C7 | F7 | F7 | C7 | C7 | G7 | F7 | C7 | C7 |
14. Замена аккорда первой ступени во втором такте на аккорд четвертой ступени и в последнем такте на аккорд пятой ступени.
I7 | IV7 | I7 | I7 | IV7 | IV7 | I7 | I7 | V7 | IV7 | I7 | V7 |
15. В тональности До мажор аккорд С7 на аккорд F7 во втором такте и С7 на аккорд G7 в последнем такте.
С7 | F7 | C7 | C7 | F7 | F7 | C7 | C7 | G7 | F7 | C7 | G7 |
16. Во втором такте играется аккорд четвертой ступени. В 11 такте играются аккорды первой ступени и четвертой. В 12 такте играются аккорды первой и пятой ступеней. Каждый аккорд в последних двух тактах играются по две доли
I7 | IV7 | I7 | I7 | IV7 | IV7 | I7 | I7 | V7 | IV7 | I7 ; IV7 | I7 ; V7|
17. В тональности До мажор в последних двух тактах играются аккорды C7, F7, C7, G7
С7 | F7 | C7 | C7 | F7 | F7 | C7 | C7 | G7 | F7 | C7 ; F7 | C7 ; G7 |

Совет. Для закрепления материала данные вариации следует транспонировать в другие тональности из примеров 2-9

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *