Соло на гитаре в классической песне битлз «While my guitar gently weeps» (Пока моя гитара тихо плачет) играет Эрик Клэптон.
Для этих целей его пригласил Джордж Хариссон. Не известно, что стоит за этим решением. Возможно это дружба, которая связывала Хариссона и Клэптона, а возможно и желание заставить гитару звучать так, как будто она на самом деле плачет с помощью игры Клэптона.
Клэптон сыграл это соло на гитаре. Сыграл так, что с первых звуков можно понять, что гитара Клэптона плачет вместе с Харрисоном.
Его игра в этом соло побудило много гитаристов создавать свои импровизации на основе этой песне. Достаточно вспомнить Винни Мура и его импровизацию на тему этой песни. Вот тут то на самом деле «его гитара тихо плачет». В течении всей партии вокала, которую Мур играет на гитаре, насыщена теми же приемами, которые использовал в своем соло Клэптон.
Хотя с другой стороны, сольные вставки Клэптона в куплетах так же создают этот самый эффект.
Однако все это просто слова, и пора рассмотреть все секреты гитарного соло в песне «Пока моя гитара тихо плачет» более подробнее.
Вся песня основана на двух гармонических последовательностях в тональностях Ля минор (Аm) и Ля мажор (A). Таким образом создается контраст настроений и усиливается композиционная драма.
Первое, на что стоит обратить внимание, это на работу рычагом. По сути дела, на протяжении всего соло, Клэптон не выпускает рычаг из рук. Практически каждая нота в соло сопровождается вибрацией рычагом. Это придает нотам плачущую интонацию человеческого голоса.
Для тех у кого гитара без рычага, возможно будет сложно передать это в помощью простого пальцевого вибрато. Но как говорится «нет предела совершенству» и возможно они найдут свой способ «гитарного плача».
А вот счастливые обладатели рычага на гитаре, получают хороший урок гитары использования рычага в соло.
Звук, а точнее настройки звука в усилителе и использование различных эффектов «вау» (квакушка). По мере затухания колебаний струны в спектре уменьшается количество высоких частот. Многие на этот счет скажут, при чем здесь игра соло. Но умение настроить звук для гитары таким образом, что будет дополнять игру гитариста и подчеркивать тот эмоциональный настрой задуманный автором, является весьма важным.
Бенды. На протяжении всего соло бенды наравне с рычагом занимают лидирующее место. Подтяжки на ½ тона, на тон, 11/2 тона, микробенды (¼ и 1/8 тона); прямые и обратные бенды, пребенды. Они создают плачущие, стонущие интонации, крики.
Слитность звучания создаваемое скольжением к нотам и легато.
Использование «звенящих» интервалов, ноты интервала сыгранные последовательно с сохранением звучания первой ноты. Что придает определенный эмоциональный настрой фразе. Можно даже в этих случаях сказать: «плачущая» терция, «звенящая» кварта, «рыдающая» секунда.
Повторение мотивов. Для этого соло, повторение очень важный прием, который создает эффект мольбы и причитаний. Что еще больше придает красочность плачу гитары.
Стонущие, смещенные относительно метра половинные ноты с бендами. Во втором соло первые семь тактов самый явный пример этого приема.
Пожалуй это основное, на что следует обратить внимание в соло Клэптона в этой песне.
Остается подвести итоги этого урока гитары.
Простые приемы игры на гитаре при правильном подходе и сочетании между собой и настройкой звука для гитары создали шедевр игры соло на гитаре и дали многим гитаристам хороший стимул и упражнения для повышения качества свой импровизации на гитаре. Не упускайте такой хорошей возможности, научиться говорить с помощью гитары, заставлять гитару передавать настроение, чувства. Все это в данном соло есть.
Соло №1
Соло №2
PS. Желающие могут для основы своей импровизации самостоятельно интерпретировать и вокальную тему, как это сделал в свое время Винни Мур.
«While My Guitar Gently Weeps» включена в список 500 величайших песен журнала Rolling Stone под номером 135, и в список 100 лучших гитарных песен под номером 7.