Изучение различных приемов игры на гитаре тема обширная. Все новые техники это результат детального анализа игры других гитаристов и выделение их в отдельный элемент арсенала технических приемов. Применение различных вариантов одного и того же приема позволяет придавать музыке различные настроения. Изучение всех существующих разновидностей приемов игры открывает новые возможности в поиске нового звучания гитары. При разборе композиций внимательнее прислушивайтесь к тому, как гитарист играет свое соло и возможно, что найдете новый гитарный прием.
Вибрато
Классическое вибрато состоит из серии последовательных подтяжек и возвратов. Глубина вибрации, или высота подтяжки, зависит от конкретной ситуации и варьируется от ¼ тона в блюзе до 1 ½ в стиле неоклассик с применением тонких струн.
Широким вибрато называется вибрато в котором глубина вибрации при исполнении этого приема составляет 1 — 1 ½ тона.
Скорость чередования подтяжек и возвратов также может быть различной. Иногда указывают ритм, в котором при вибрации чередуются подтяжки и возвраты.
Есть вариант, когда чуть-чуть подтягивают ноту и быстро опускают.
Легато
Легато — это прием игры, при котором звуки исполняются связно, плавно переходя из одного в другой.
Восходящее легато (хаммер-он). Первая нота берется медиатором, а вторая извлекается ударом по струне пальцем левой руки плотно прижав ее к грифу.
Нисходящее легато (пул-офф). Вторая нота расположенная ниже первой. Для того, чтобы сыграть нисходящее легато, необходимо поставить пальцы левой руки на нужные ноты, а затем сдернуть палец с верхней. При исполнении техники, палец, который производит сдергивание, должен цеплять струну подушечкой для четкого и громкого звука.
Беззвучное нисходящее легато. Отличается тем, что сдергивающий палец не цепляет струну активно, а поднимается так, чтобы вторая нота прозвучала тихо, как бы про себя.
Сочетание нисходящих и восходящих легато. Ноты в указанном отрывке играются чередованием восходящего и нисходящего легато.
Псевдо-легато. Левая рука играет легато, в то время как правая рука проигрывает каждую ноту медиатором. Обычно таким прием используется при игре быстрых вертушек, которые без ущерба для соло можно сыграть и без легато.
Трель. Быстрое чередование восходящих легато и сдергиваний. Струну следует ударять медиатором только один раз в начале трели. Трель продолжается в течении указанной в нотах длительности.
Хаммер-он из ниоткуда. При исполнении этого технического элемента, пальцем левой руки необходимо с силой ударить по струне, плотно прижимая ее к грифу. При этом струна медиатором не ударяется.
Скольжение
Слайд (глиссандо) — название ряда техник выполняемых со скольжением вдоль грифа по струне.
Слайд. Первая нота берется медиатором, после чего палец левой руки перемещается скольжением на следующую ноту.
Слайд с ударом. Играется аналогичным образом, но вторую ноту следует ударить медиатором после скольжения.
Въезд.
1. При скольжении первая нота очень короткая и практически не имеет длительности. Основное время звучания приходится на вторую ноту.
2. Почти тоже самое, но первая нота даже не важна, а важен сам характер атаки. Въезд следует делать с какого-нибудь достаточно близко находящегося лада.
Глиссандо-сброс.
1. После извлечения ноты и ее звучания необходимого времени, выполнятется длинный слайд по направления к началу грифа и последующим отрывом пальца левой руки от струны.
2. То же, что и предыдущий вариант, только слайд следует делать быстрее и энергичнее.
3. Сброс до указанной ноты.
Глиссандо вверх. После окончания ноты сделайте в сторону подставки слайд.
Медленное глиссандо. Необходимо скользить по грифу вниз от указанной ноты в течении указанной длительности.
Составной слайд. Скользите пальцем левой руки от первой ноты до второй, а затем вверх от второй к третьей. Скольжение следует делать одним непрерывным движением.
Пауэрслайд.
1. Поставьте палец левой руки на шестую струну в районе 12-15 лада. Ударьте струну медиатором и не отпуская пальца левой руки от струны быстро скользите им вниз вдоль грифа в сторону порожка.
2. Скольжение пальцем левой руки не по одной струне, а по двум. Ударять медиатором две струны.
3. Поставьте палец левой руки на 6-ю струну где-нибудь в районе 3-го лада. Ударьте струну медиатором и не отпуская пальца от струны быстро двигайте руку в сторону второго лада, а затем обратно.
Мелизмы
Мелизмы — небольшие мелодические украшения в музыке. Форшлаги и морденты относятся к мелизмам.
Долгий форшлаг. Две ноты соединяются легато, но первая гораздо короче второй и считается, что не имеет своей длительности.
Короткий форшлаг. То же, что и длинный, но первая нота играется еще быстрее, чем долгий форшлаг.
Мордент. Мелодическое, исполняемое приемом легато украшение. Первая нота извлекается медиатором, затем быстрым движением последовательно исполняется восходящее и нисходящее легато. Все ноты звучат практически слитно в один звук.