Стиль Кирка Хэммита представляет собой смесь традиционного блюзрокового языка и современных ладовых и технических элементов, которые взаимно обогащают и дополняют друг друга.
“The Four Horsemen” состоит из двух гитарных соло, исполняемых в разных темпах: первый «аллюр» — «гарцующий шаг», второй — стремительный «галоп». Перед каждой частью исполняется рифф, который служит затем аккомпанементом.
Первое гитарное соло основано на классической гармонической последовательности, называемой «фригийским оборотом» (однако ему соответствует натуральный минор):
║ I ǀ ♭VII ǀ ♭VI ǀ V ║
В конце этой части добавлены дополнительные такты для завершения.
Вторая часть исполняется на одноаккордовый триольный галоп в Е с фригийским оттенком (F5 – ♭II ступень).
Соло имеют ярко выраженную 2-х и 4-х тактовую фразировочную структуру, четко совпадающую с метрической структурой (т.е. с тактовым делением): почти все фразы начинаются строго в сильную долю и в 4-м такте (H7 sus4) оканчиваются на выдержанном звуке.
Обратите внимание на симметрию музыкальных построений, образующих здание этого соло. Симметрия в музыке заключается в сопоставлении двух смежных(но не всегда одинаково построенных) частей, подобно вопросу и ответу. При этом вес лежит на отвечающей части. Ощутите симметрию на разных уровнях: половина 1-го такта симметрична другой половине:
1-й такт | симметричен | 2-му |
1- и 2-й | симметричен | 3 и 4-му |
1-4 | симметричен | 5-8 и т.д. |
В “The Four Horsemen” Кирк Хэммит использует в основном традиционные блюзороковые приемы, которые в его руках обретают современное звучание. Так в такте 5 он делает «ход конем»: на гармонию Em играет стандартные дабл-стопы, но не в Em, а в Hm.
На обычную для рока гармонию натурального Е минора, кроме «родных» пентатоника (1 ♭3 4 5 ♭7) и гаммы Em (1 2 ♭3 4 5♭6 ♭7), Кирк Хэммит «рискованно» играет «неподходящие» гаммы — E мажор миксолидийский (1 2 бекар3 4 5 6 ♭7) и Е минор дорийский (1 2 ♭3 4 5 бекар6 ♭7).
Появление ладовых диссонансов (несоответствие ладов) является следствием «битонального» подхода Кирка Хэммита: играя в тональности Е минор, он «позволяет себе» пользоваться двумя опорными пентабоксами — Em(12 лад) и Hm(7 19 лады). Кроме того, Кирк Хэммит расширяет эти пентатоники дополнительными ступенями 2, ♭6, бекар6, которые окрашивают пентатонику различными ладовыми оттенками.
Соло дважды записано наложением и в некоторых тактах Хэммит существенно расходится «сам с собой». В нотах приводится версия оного из каналов.
— Бенды и клише в пентатонике Em, Б1с, 2-я струна.
— Ответ на 1-й струне. Остановка на аккордовом тоне, глиссандосброс, паверслайд по 6-й струне, смена позиции.
— Ступенчатая фраза восьмыми в дорийском Hm(12♭345бекар6♭7) в Б1с. Верхушки фразы образуют скрытое голосование по ступеням гаммы: H-C #-D. Внизу гамма каждый раз доходит до F#.
— Переченье Кирка: в гармонии Cmaj, а в мелодии С диез (2-я ступень гаммы Hm).
— Дабл-стопы Hm на гармонию Em-D, ритмическая разработка идеи.
— Ступени пентатоники Hm(Б1с) образуют настройки в аккорде Cmaj – бекар 7(H), 13(А), #11(#F), 9(D).
— Стандартные мелодические ходы в Б1с натурального Е минора.
— Движение по гамме на одной струне, скольжения, повторяющиеся ноты.
— Начало фразы — унисонные бенды-крики («2/22»).
— Триольная секвенция «по 3» в дорийском Em (Б1с) а La Рэнди Роадс. Обратите внимание на «сквозной» удар при переходе на следующую струну.
— Правая рука исполняет непрерывное тремоло 16-ми, а левая сдергивает легатную ноту, акцентируя сильные доли.
— Типичная Кирк-вертушка: шестинотная фигура 16-ми сдвигается поперек метра.
— Здесь использована растяжка («расширенная позиция»).
— Завершающая фраза — нисходящая «прямолинейная» пентатоника Em и сброс. В другом канале в этом месте — «крики».
— Вновь стандартная фраза в нестандартной позиции — Hm На гармонию Em-D.
— Правая рука занята рычагом, поэтому эту ноту сдерните одной левой.
2-е соло
— игра ритмического чеса развивает правую руку. Штриховой паттерн этого триольного галопа — ключ к освоению триольных пассажей. Сравните штрихи в тактах 36 и 52. Правая рука работает порциями («взрывные очереди»). Легато добавляет недостающую ноту и синхронизирует руки.
— Современный «шок»-лик — звучит страшно, играется просто. Мрачные триольные тритоны — результат простой конструктивной идеи 6 не беспокоясь о благозвучии ступеней, сыграйте ударами вниз от каждой струны фигуру, основанную на трехпальцевой «лесенке».
— Вертушки на первой струне: правая рука играет восьмые ударами вниз, а левая — легатные сдергивания, чередуя интервалы гаммы и пентатоники.
— Классическая ритмическая формула «криков».
— Классические бендовые вертушки. Правая рука исполняет медиаторный паттерн триольного галопа (порции из четырех ударов: V П (V) П). Начинайте ударом вверх.
— Образцовый нисходящий криковский пента-пассаж в триольной модификации (см. “Hit The Lights). Легато и «сквозной» удар облегчают переходы со струны на струну.
— Движение пассажа вверх — скольжения и легато.
— Тремоло с акцентной легатной нотой.
— «Кирк-крик» лик плюс триольный киркопассаж в Hm.
— «Вертушки Пэйджа».
— Вертушки, основанные на звуках трезвучия Em.
— Трюк через открытую струну а La Блэкмор.
— Троекратные бэнды «1/22».