Говоря о Пол Гилберте, первая ассоциация, которая возникает с упоминанием его, это скорость игры. Но стоит отметить, что скорость это не самое главное качество его игры. Что ни говори, но кроме скоростных пассажей у него есть множество интересных вещей, которые стоит взять на вооружение. Достаточно вспомнить его публикации из серии «Bluis-O-Mania» в своих учебных колонках журнала «Guitar Player».
Остается теперь разобраться в том, что такое фраза в блюзоманском стиле?
Это:
- Длинная мелодическая линия на основе блюзового мажора — минора, которая имеет строгую («сильную») ритмику секстолями или свингованными 16-ми.
-
Блюзоманская линия содержит всевозможные скачки, опевания, зигзаги, которые на фоне равномерной ритмики создают блуждающие акценты и синкопированные рисунки. При этом большую роль играют приемы артикуляции 6 направление и сила ударов медиатора, сочетание ударов («стаккато») и легато, мют («сурдина»). Все это заставляет «дышать» и «говорить» ритмически монотонную фразу.
Все эти признаки можно найти и в гитарном соло Take A Walk Mr. Big., к разбору которого и приступаем.
Видео Mr. Big — Take A Walk (Live In San Francisco)
Первая часть соло «Take A Walk» (такты 1-4) представляет собой «первозданный хаос», в недрах которого зарождается «Блюзомания». В тактах 1,2 звучат дабл-стопы, далее следует две «необязательные» блюзовые пента-фразы, украшенные медиаторными флажолетоми. Вторая фраза, соответствуя гармоническому контексту, основана на пентатонике А.
И, наконец, в пятом такте из огня и дыма возникает извивающаяся секстольная Бюз-О-Мания. Этот пассаж исполняется в двух позициях. Первая скорее соответствует основному боксу для C#m(Е-мажорная пентатоника), хотя сочетаются ноты и мажорной и минорной пентатоник Е. Эта комбинированная гамма наилучшим образом подходит для аккорда Е7+9.
Затем используется пальцовка основного бокса пентатоники Em С добавками бемоль ♭5 и бекар 6.
Фраза заканчивается нисходящим хроматическим ходом по 6-й струне от H до открытой E, плавно переходя в основной рифф.
Обратите внимание на использование в пассаже переменных чередующихся ударов, «холостые» движения в случае легато и применение сквозных ударов при переходе с нижней струны на верхнюю (3→2,2→1).