Для многих гитаристов обучение игры на гитаре начинается с того, что они изучают переборы на гитаре. Наверное это потому, что они легки в изучении и красивы по звучанию.
Хотя стоит отметить, что не каждый перебор будет простым. Вариантов их множество и в рамках одной статьи все не разберешь. Поэтому начнем с того, что рассмотрим переборы на гитаре для начинающих. Что это значит?
Это значит, что они в достаточной степени просты, широко распространены и зная их можно сыграть любую песню, где требуется гитарный перебор в качестве аккомпанемента.
Таким образом, все варианты, которые будут рассмотрены ниже, можно использовать в своем репертуаре при исполнении песен под гитару без каких либо дополнительных приемов игры.
Конечно, такой вариант хоть и самый простой, но не самый лучший. Игра на гитаре это искусство, а искусство требует творческого подхода. Это значит, что их можно украшать различными басовыми ходами, флажолетами и другими гитарными приемами.
Постановка правой руки
Правая рука располагается над струнами и расслабленно свисает. Большой палец кладется на одну из басовых струн, указательный на третью, средний на вторую, а безымянный на первую. Это основное положение правой руки. Оно может меняться в зависимости от стиля игры или варианта перебора, но чаще всего это основное положение. Старайтесь периодически расслаблять руку. Во время игры работают только пальцы, в то время как запястье остается неподвижным. Движение пальцев напоминает как бы сжимание ладони в кулак, т.е. происходит их сгибание в направлении ладони.
Звукоизвлечение
Существует несколько способов извлечения звуков правой рукой.
- Подушечками пальцев.
В этом способе щипок струны производится подушечкой пальца. Он самый распространенный, так как большинство любителей акустической гитары играют именно этим способом. Такой способ не требует особого ухода за ногтями. -
Ногтями.
В этом варианте, звук извлекается ногтем. Как правило, такой способ используется в классической гитаре. Звук извлекаемый ногтем более звонкий и насыщенный, что особенно важно при использовании синтетических струн. Стоит сказать, что такой способ требует специального ухода за ногтями. Не следует играть ногтями на толстых стальных или бронзовых струнах. Это приведет к тому, что ногти сточатся, на них появятся трещины и зазубрины.
Чтобы держать ногти в порядке, желательно носить с собой пилочку. -
Медиатором при игре переборов пользуются гораздо реже. Этот способ часто встречается в рок-музыке. Например в случае, когда гитаристу необходимо переключится от одного способа к другому.
Для начинающего гитариста играть медиатором перебор будет немного сложно, но научиться этому возможно и даже нужно, если он хочет научиться хорошо играть медиатором. Очень хорошее упражнение с медиатором для правой руки. Как бонус, с медиатором можно добиться большого разнообразия звуков используя различные приемы игры на гитаре. -
Смешанный вариант наиболее необычный и сложный вариант. Как правило его редко используют при игре простых переборов, так как его возможности куда больше. С его помощью можно добиться необычного звука, добавлять мелодические ходы или бой.
Суть его заключается в том, что большой и указательный палец держат медиатор и играют на басовых струнах. В то время как средний, безымянный и мизинец играют на первой, второй и третьей струне. -
Пальцевые медиаторы по своей сути искусственные ногти для гитариста. Они одеваются на все пальцы или на большой. Этот способ наиболее часто используется гитаристами играющих фолк музыку, кантри и других стилях где используется акустическая гитара. Некоторые учителя гитары не рекомендуют мим пользоваться. Часто бытует мнение о том, что их использование ограничивает возможности гитариста. Но несмотря на это, некоторые гитаристы ими пользуются при игре на толстых струнах.Большой палец не следует сгибать в первом суставе. В этом случае его будет трудно контролировать. Большой палец должен всегда оставаться прямым.
Виды переборов на гитаре.
Ниже представлены наиболее распространенные переборы подходящие для начинающих и чаще всего встречающихся в аккомпанементе к песням. Так же добавлены некоторые другие виды аккомпанемента, которые используются в разных стилях музыки.
Бас и аккорд
Не совсем перебор, так как в нем извлекается сразу три звука. Такой аккомпанемент используется в различных частушках, блатных, и веселых песнях.
Варианты аккомпанемента «бас и аккорд» с различными ритмическими рисунками. Как вы понимаете, что здесь можно и шестнадцатыми играть.
Перебор арпеджио и его варианты
Стоит сказать, что известные всем переборы четверка, шестерка и восьмерка и есть варианты арпеджио. Но учитывая их популярность они выделены в отдельные варианты.
Перебор четверка
Перебор шестерка
Перебор восьмерка
Аккомпанемент в ритме вальса
Латиноамериканский аккомпанемент и его варианты
В этом уроке следует обратить внимание на правильность постановки правой руки и извлечение звуков. Это очень важный момент, так как вы можете сначала брать один аккорд и разучивать схемы перебора. Можно рассматривать все представленные варианты перебора, как упражнение для правой руки. Начинайте разучивать в медленном темпе и по мере освоения увеличивайте темп. При игре старайтесь добиваться четкого звучания нот.
Удачи вам!