Неоднократно на нашем сайте говорилось о том, что Ричи Блэкмор времен раннего Дип Перпл дает очень интересный материал для обучения гитаре. В этой статье мы продолжим разбирать его фразы, пассажи, а заодно узнаем как играть на гитаре соло из песни Burn с одноименного альбома Deep Purple.
Стоит отметить, что вступительный рифф к этой песне можно поставить на первое место среди всех гитарных риффов сыгранных Блэкмором. По сути, классический гитарный рифф состоящий из излюбленных блэкморовских элементов: гармонизация квартами (полубарре 1,2 и 3 пальцами), бас большим пальцем, сдвиг ритмического рисунка относительно метра.
Рифф нам нужен как с методической точки, так и с композиционной, потому что сразу после риффа начинается гитарное соло состоящее из трех частей.
Гармония первой части соло содержит стандартные роковые 4-х тактовые обороты, основанные на двух аккордах, но изюминка этих 4-х тактовых предложений заключается в том, что они хоть и типичные, но разные:
|| G5 | G5 | F5/G | F5/G | G5 | G5 | C5 | C5 | G5 | G5 | G5 | G5 | C5 | C5 | G5 | G5 ||
В каждом предложении Блэкмор обыгрывает небольшие и удобные фрагменты пентатоники, которые образуют последовательность повышающихся уровней.
В первом предложении мотивы строятся вокруг ♭3 и 1 ступеней. В затакте и во втором такте Блэкмор добавляет низкий аккордовый звук (тонику большим пальцем на 6-й струне), вносящий в мелодическую линию элемент аккомпанемента и основательности. В третьем такте появляется дорийская (E), разнообразящая излюбленные легатно-мелизмовые фигуры.
Во втором предложении новый энергетический уровень задается бендом к 5-й ступени, экспрессия которого усиливается глубокой вибрацией рычагом.
Далее (т.7, 8) следуют вертушки, переходящие в клише №1 главного бокса (т.9) — это началось третье предложение. Следом идет клише №2 главного бокса (т. 10), составляющее основу излюбленного блэкморовского лика (т.10-11)
В четвертом предложении исполняются вертушки, которые завершаются лейтмотивом с использованием типичного хроматического заполнения и блюзовой микроподтяжкой минорной терции.
Вторая часть основана на использовании открытой третьей струны G в качестве педального тона, который входит в состав аккордов E♭ (Ми-бемоль) и G (Соль). Педальная нота чередуется со звуками гаммы Gm (Соль минор без второй ступени). Хотя в левой руке применяется легато, правая непрерывно исполняет переменные удары 16-ми.
Когда гармония приходит в доминанту, Ричи Блэкомор заканчивает трюк с открытой струной бендом и исполняет фразу, в которой дорийский Gm (Соль минор) плавно перетекает в пентатонику Dm (Ре минор)
Третья часть, это этюд на арпеджио по «баховской» гармонии. Арпеджио записаны в терцию наложением двух гитар. Арпеджио играются на 3-х струнах приглушаемых ладонью. Следует обратить внимание на ритмический рисунок босса новы 3+3+2. Третья часть завершается двутактовой полиритмией (3+3+3+3+2+2) восходящих от A (Ля) до D (Ре) хроматических нот.
Гитара 1
Гитара 2
Гитарное соло завершает заглавный гитарный рифф.